Период политического господства исихазма

Период политического господства исихазма

Итак, И.Мейендорф вторгается в область научных споров об идейной сущности исихазма и его влиянии на развитие культуры и искусства в Византии, славянских странах Балканского полуострова и России. В отечестренной науке последних десятилетий возобладала точка зрения на исихазм как консервативное направление религиозно-философской мысли, препятствовавшее ходу общественных отношений в Византии. При этом учение главы византийских исихастов XIV в. Григория Паламы о божественной энергии признается сугубо реакционным. Но на Руси, где доктрина Паламы не получила сколько-нибудь существенного распространения и влияния, основные положения византийского исихазма были радикально переработаны.

Но на Руси, где доктрина Паламы не получила сколько-нибудь существенного распространения и влияния, основные положения византийского исихазма были радикально переработаны. В отличие от советских исследователей ИМейендорф уделяет большее внимание эволюции исихазма и выступает против неправомерного, на его взгляд, приписывания исихастам излишней ригористичности (она якобы была свойственна монашеству и до распространения исихазма) и обскурантизма. Свидетельством своей правоты автор считает проявления гуманической мысли в Византии в период политического господства исихазма и в последующие времена. По словам автора, мнение о культурном консерватизме исихастов проистекает из представления о непременно светском характере общественного прогресса.

Но в этом случае, замечает ИМейендорф, средневековая цивилизация, в частности византийское наследие, должна выглядеть “темными веками” человеческой истории.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>